Публикации в СМИ

Журнал «Медицина: целевые проекты»

Скачать электронную версию журнала можно перейдя по ссылке: http://www.sovstrat.ru/files/MCP21_2015.pdf

Интернет-портал M24.ru

В Москве проходит пилотный проект, который позволит пациентам с хроническими заболеваниями общаться со своим лечащим врачом напрямую, через интернет и по телефону.

Фармацевтический вестник

Во всех столичных аптеках планируется установить инфоматы для проверки цен на препараты. Об этом рассказал в интервью м24.ru руководитель дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения Андрей Белостоцкий.

- Андрей Викторович, в столичных поликлиниках практически повсеместно стал внедряться новый стандарт работы. Расскажите, в чем этот стандарт заключается и как работает эта Программа?
В процессе работы над совершенствованием системы оказания медицинской помощи Департамент здравоохранения города Москвы пришел к выводу, что кому как не нашим пациентам можно доверить работу над улучшением системы работы поликлиники? Ведь пациенты на примере своего посещения поликлиники и обращения к врачу могут выделить достоинства и недостатки медучреждения, а также предложить конструктивные методы улучшения обстановки и качества обслуживания в поликлинике, предложив те варианты и способы предоставления медицинских услуг, какие могли бы быть удобны тем, кто посещает медучреждение.

Мы всегда старались принимать во внимание предложения и замечания наших пациентов к работе медучреждений – проводились множественные анкетирования, продолжают собираться общественные советы и встречи с ветеранами и инвалидами. Однако тот глобальный опрос, который был проведен в сети Интернет смог дать более полное представление о том, как москвичи видят работу столичных поликлиник, а также помог более качественно изучить мнение и предложения москвичей по созданию новых условий работы медучреждений. В марте этого года по инициативе мэрии города Москвы столичным Департаментом здравоохранения проводилось электронное голосование для москвичей в системе «Активный гражданин» и запущен краудсорсинг-проект «Московская поликлиника» (crowd.mos.ru). В рамках этого проекта жители нашего города направляли свои предложения по повышению качества работы городских поликлиник. В голосовании приняли участие 156500 человек, Департамент здравоохранения совместно с группой экспертов рассмотрел более 27 тысяч различных предложений, на основании которых было сформировано около 500 конкретных мер, ориентированных на достижение конкретного результата.

Когда все предложения москвичей были обработаны и собраны в единую форму, были разработаны три направления Программы «Московский стандарт поликлиники». Первое направление призвано повысить удовлетворенность пациентов посещением поликлиники. Оно включает в себя размещение электронных табло с информацией о движении электронной очереди, создание условий комфортного ожидания своей очереди приема доктором путем оснащение мягкой мебелью и кулерами с водой, формирования стандартов чистоты поликлиники и механизмов контроля ее соблюдения. Также важным критерием поддержания комфорта является снижение времени ожидания пациентов в очереди в регистратуру и на прием к врачу. Всем известны ситуации, когда создаются искусственные очереди в кабинет к доктору из-за того, что кто-то из пациентов просто пропустил свое время приема или опоздал на прием, из-за чего движение очереди замедляется, пациенты начинают нервничать. Ведь всем хочется потратить как можно меньше времени на ожидание приема, к тому же для чего иначе придумана предварительная запись, если пациенты все равно ожидают своей очереди у кабинета врача? Чтобы такого не происходило, опоздавшие пациенты будут направляться на повторную запись, работа регистратуры будет оптимизирована путем создания отдельного хранилища амбулаторных карт пациентов, введутся ограничения приема пациентов без талона, конечно, за исключением экстренных случаев.

Также активно внедряются механизмы обратной связи через интернет. Это и онлайн-опрос пациентов по итогам посещения поликлиник по электронной почте для тех, кто оставил свой электронный адрес на портале госуслуг, оценка данных доступности медицинской помощи в поликлиниках; обратная связь с пациентами московских поликлиник на портале «Наш город». А кроме того планируется создание специального электронного сервиса, который позволит оценить работу врача после приема для формирования «рейтинга врачей».

Вторым направлением программы является улучшение качества лечения. Направление включает дополнительное профессиональное обучение медперсонала – обучение врачей-терапевтов самими врачами-специалистами.
Третьим направлением является повышение эффективности работы поликлиник. Чтобы не загружать докторов лишней письменной работой и не увеличивать время приема пациента без особой надобности, в поликлиниках создаются специальные сестринские посты. Сотрудники таких постов должны выписывать льготные рецепты, справки, санаторно-курортные карты, направления на медико-социальную экспертизу. Кроме того на сестринских постах планируется проведение различных медпроцедур, которые не требуют непосредственного участия врача, например, проверка артериального давления. Все эти мероприятия помогут снизить нагрузку на врачей, и даст им возможность заниматься лечением пациентов более углубленно.

Еще один способ дополнительно разгрузить врача – это выделить отдельные бригады дежурных терапевтов для выезда к пациенту на дом. Вследствие чего с врачей на приеме снимается нагрузка по обслуживанию выездов и соответственно увеличивается время приема пациентов в поликлинике, организуется непрерывный прием пациентов врачами-терапевтами по графику с 08.00 до 20.00 в виде пересекающихся смен. Оснащение выездных бригад автотранспортом сокращает длительность обработки одного вызова на дом в среднем с 30 до 17 минут по сравнению с обходом участка, при этом время осмотра пациента не уменьшается и в обоих случаях составляет в среднем 12 минут. В московских поликлиниках уже реализуется возможность разделения потоков пациентов с помощью выделения дежурного врача для приема пациентов по неотложным показаниям.

- В каких поликлиниках подобная Программа с новыми стандартами уже функционирует? Есть ли какие-то направления, которые показали себя наиболее успешно?
Программа уже успешно работает в 33 поликлиниках города, в 47 поликлиниках прошли встречи по ее внедрению, а в ближайший месяц мы планируем внедрить Программу во всю взрослую и детскую сеть поликлиник столицы.

В мае этого года Программа впервые заработала в трех взрослых поликлиниках № 64, 134 и в консультативно-диагностическом центре № 2, а также в детской поликлинике № 94. Самой же первой поликлиникой, в которой проводился пилотный проект нового стандарта работы, была поликлиника № 64, расположенная в Восточном округе столицы. Именно в этой поликлинике самым эффективным нововведением стало открытие отделения вызова на дом с организацией специальных выездных бригад терапевтов. В автомобиле выездной бригады докторов имеется расширенная укладка: портативный аппарат ЭКГ, глюкометр, достаточно широкий ассортимент медикаментов, включая инъекционные растворы. Благодаря созданию нового отделения удалось значительно повысить доступность участковых терапевтов, ведь теперь они могут принимать пациентов в течение всей рабочей смены, не отвлекаясь на посещение их на дому. И в результате время приема терапевтов увеличилось с 4-5 часов до 8 часов в смену.

В 64-й поликлинике также успешно работает служба сестринского поста. До внедрения московского стандарта такой пост имел название «Кабинет здорового пациента», сейчас же в поликлинике организован своего рода «центр медицинского документооборота» – на посту производится выписка льготных лекарственных препаратов и направлений на исследования, рекомендованные врачом, заполнение санаторно-курортных карт и других документов.

В детской сети первой поликлиникой, в которой заработал новый стандарт, была детская 94-я поликлиника. В рамках внедрения московского стандарта в поликлинике была реорганизована регистратура, создано отдельное хранилище медицинских карт, что позволило существенно снизить вероятность их потери и тем самым сэкономить время пациентов.

Хочется отдельно отметить совершенно новую и уникальную службу «Здоровое детство», которая развивается на базе той же детской поликлиники. Начала свое развитие эта служба в августе прошлого года и целями ее является снижение заболеваемости детей за счет разделения потоков пациентов, чтобы больные дети не сидели в общей очереди со здоровыми. Подобная маршрутизация пациентов позволила практически ликвидировать очереди в поликлинике. Прием в кабинете «Здоровое детство» ведут врач-педиатр и специально подготовленная медицинская сестра. В их обязанности входит выдача рецептов на молочную кухню, различных справок, а также выдача направлений на весь перечень исследований, в том числе для плановой госпитализации. Среднее время приёма в кабинете «Здоровое детство» составляет 5 минут. Создание такого кабинета позволило освободить участковых врачей-педиатров от выполнения значительной части рутинных функций, что дало им возможность сосредоточиться на лечебной работе с пациентами. В настоящее время опыт детской 94-й поликлиники распространяется на все детские поликлиники города Москвы.

По результатам анализа тех мероприятий, которые реализованы в поликлиниках, где проводился пилотный проект, группой экспертов столичного Департамента здравоохранения было решено продолжить внедрение «Московского стандарта поликлиники» во всю амбулаторно-поликлиническую сеть города. Основными слагаемыми московского стандарта поликлиники должны стать повышение эффективности работы поликлиник, качественное лечение, удовлетворенность пациента условиями оказания медицинской помощи, в первую очередь за счет отсутствия очередей в поликлиниках.

Независимая газета

На портале "Наш город" можно будет проверить, не завышают ли аптеки стоимость медикаментов http://www.ng.ru/ng_stolitsa/2015-09-28/11_medicine.html

Интернет-портал М24.ru

Разброс цен на лекарства заставил столичные власти усилить контроль за жизненно важными препаратами. О том, как инспекторы выявляют завышенные цены, для чего им выдадут планшеты и зачем в каждой поликлинике нужен фармаколог, в интервью m24.ru рассказал руководитель дирекции по координации деятельности медицинских организаций департамента здравоохранения Москвы Андрей Белостоцкий.

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 39 от 23.09.2015

Как российская столица отслеживает ситуацию с ценами на «социальные» лекарственные препараты? Помогают москвичи
Как по аптекам ходят «тайные контролёры» и много ли находят нарушений, рассказывает руководитель дирекции по координации деятельности медицинских организаций столичного Департамента здравоохранения Андрей Белостоцкий.

Интернет-портал M24.ru

Во всех столичных аптеках планируется установить инфоматы для проверки цен на препараты.

Какие нововведения появились в одной из лучших больниц столицы, как работает кардиологическое отделение и кто может воспользоваться дневным стационаром больницы №12, в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал главный врач ГБУЗ "Городская клиническая больница №12" Александр Саликов.

Окружная газета «Южные горизонты», № 15, 26 мая – 1 июня 2014 года
В июне в детской поликлинике№12 заработают койки дневного стационара эндокринологического и офтальмологического профиля.